О «вере в себя», Или во что верят рациональные предприниматели. И Шекспир

 
Статьи
О «вере в себя», Или во что верят рациональные предприниматели. И Шекспир

Рациональный предприниматель — мореплаватель в неизведанных морях.

Капитан парусного судна.

Колумб, Магеллан, Васко да Гама.

...Наполеон был одарен умом в высшей степени положительным, строго рассчитывающим,
чуждым увлечений и мало склонным к разного рода умозрениям,
которые он в насмешку называл «идеологией»...
В Бриенской школе он отличался прилежанием к математическим наукам.

Вместе с тем его ум был необыкновенной творческой силы,
комбинационный, богатый идеями, создаваемыми кипучим воображением уроженца юга.
Однако, его полководческое воображение было всегда плодотворным,
но отнюдь не разнузданным, способным увлечь за пределы благоразумия.
Сам Наполеон говорил, что первым качеством полководца он считает «голову»,
​​​​​​​т. е. способность «не делать себе картин», иными словами, не подчиняться воображению.

Его ум обладал чрезвычайной проницательностью, глазомером,
чисто демонической способностью заглянуть в душу противника,
разгадать его духовные силы и намерения; все это, при быстрой оценке местности,
делало полководца Наполеона в глазах своей армии и армий противника
каким-то колдуном и вселяло суеверный к нему ужас.
Он обладал даром быстро соображать всю цепь последствий и
провидеть конечный, иногда очень отдаленный, результат принятого решения.
При помощи настойчивого труда и лихорадочной жажды знания
ум Наполеона был обогащен обширным запасом сведений по самым разнообразным отраслям

«Наполеон как полководец», А. Рябинин, 1912

1. Верь в себя, %username%

Храни мечту.

Не слушай никого, кто говорит, что не получится.

Собирай команду.

Формируй и распространяй видение.

Вдохновляй сотрудников.

Иди вперед, несмотря ни на что.

Не падай духом.

Et cetera.

См. мегатонны бумажной и видео-макулатуры карамельно-вральных байопиков, вкупе с километровыми подшивками MBA-туфтологии Harward Business Review.

2. Задача: спроектировать городскую канализационную систему.

Как вы оцените перспективу применения управленческих технологий из п. 1?

Уточняющая деталь: исполнитель — школьник.

В духе:

« — Придумай «видение» и жми вперед, понял!.. Чо на?

Какое там «инженерное образование», совсем штоль?

Кина не смотрел? Храни мечту, и напряги булки!

Удача приходит к сильным, так что don’t give up, слабак! Уперся в стенку — пробей башкой!

И не вздумай слушай никого, кто тебя будет отговаривать от %дурная_затея_NNN%!

Завистников, панимаишь, да недоброжелателей! Пусть добьются сперва«

Приложив ситуацию к задаче проектирования прибыльного бизнеса, вы получите (вполне очевидный) ответ, почему же на рынке столько заведомо идиотских затей.

3. В словосочетании «теория игр» не стоит бояться слова «теория».

Достаточно усвоить ее стержневую идею: любое наше взаимодействие с другими людьми может быть осмыслено (математически — моделировано) как игра.

Со своими правилами, и игроками, преследующими вполне рациональные цели, а также понятным выигрышем на кону.

И, самое главное, — каждый ваш ход меняет положение других игроков, и наоборот.

Все!

Здесь нет никаких формул, иксов и интегралов. В сущности, это просто универсально-рациональная методика осмысления реальности.

Противоположностью которой является первобытный плоский подход «добро — зло» («мы и они», «христиане и неверные», «правоверные и кяфиры», «американцы и русские», далее сами).

Однако парадигма осмысления реальности, органично вписывающаяся в легендариум Толкиена, плохо согласуется с логикой социальных вычислений.

Честное бинарное мышление — интеллектуальный инфантилизм.

4. Модель мира бинарно мыслящей особи весьма примитивна.

Значащих объекта в ней два:

— а) собственно данная особь.

В большинстве случаев, в составе аморфного роя «наших», который в мерцающем сознании кляксообразно поглощает особь в стаю товарищей.

Критерий отбора «наших» вымышлен.

Ересь филетизма, ныне известная как«патриотизм» — частный случай, где рой формируется по географическому признаку (этническому, расовому).

— б) вся остальная Вселенная.

От которой, кроме угрозы, ничего исходить не может — раз все «наши» уже в рое.

И жизнь опасения бинарно-мыслящих особей вполне подтверждает.

Пинки, косяки и провалы идут один за другим.

Попробуйте перейти оживленную магистраль не на зеленый свет, а, заткнув глаза и уши (плюс отвернув голову, чтоб не так страшно, и подняв руку — знакома такая технология?), рвануть пешкодралом поперек МКАД в надежде на счастливую звезду.

Ровно поэтому существование бинарной особи серо, уныло, и бесперспективно.

Она непрерывно ожидает и получает то, что ей кажется незаслуженными ударами судьбы («почему одним все, а другим ничего») — и что крайне редко случается с более продвинутыми особями.

Способными воспользоваться хотя бы светофором. И/или не ленящимися пройти до него лишние 200 м.

5. Возьмем сотрудников вашей компании.

Их же тоже можно переосмыслить участниками игры.

И даже — нужно.

Ровно потому сквозная система материальной мотивации IEM так хорошо работает — ибо она абсолютно согласуется с рациональными интересами всех (в границах применимости) полезных внутрифирменных игроков, очевидно увеличивая общий выигрыш.

6. Рациональный предприниматель не имеет ничего общего с мифологическим Прометеем, похищающим у богов огонь (и прочие востребованные в обиходе предметы), и сражающимся с оными богами практически на равных.

Рациональный предприниматель — мореплаватель в неизведанных морях.

Капитан парусного судна.

Колумб, Магеллан, Васко да Гама.

У парусника нет двигателя. Его несет ветер — один и тот же для всех кораблей в этом районе океана.

Но хороший капитан:

  • знает, куда он идет (в расчете, надежде, но — неизменно осознанно) открыть Америку.

Направление движения — маркетинговая стратегия. Предмет теории меметического маркетинга.

  • знает, как направить корабль в нужном направлении.

При любых рыночных условиях. Хорошие капитаны, маневрируя галсами, умели ходить и против ветра.

Это уровень операционного совершенства — парадигма IEM Enterprise.

7. «Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать»

С познавательной точки зрения поражение в игре куда ценней победы.

Из победы затруднительно вынести уроки.

Плюс постпобедная эйфория («медные трубы») мало способствует критической работе над собственными ошибками.

Рациональность победившего игрока (особенно, если это первая его игра) резко падает, вероятность ошибки подскакивает.

Именно отсюда растут корни вторичных провалов разовых везунчиков (повышенная аварийность водителей второго года стажа).

Анализ поражения научает.

Игрок без опыта поражений может добиться выдающегося успеха только случайно.

Ибо — на чем он мог бы выучиться?

Какова вероятность, что человек, бегло ознакомившийся с правилами шахмат, выиграет не то, что у чемпиона, а у подростка со вторым юношеским разрядом?

Ноль?

Ни в коем случае.

Она хотя и невелика (порядка выигрыша в национальную лотерею), но и отчетливо ненулевая: при нескольких миллионах попыток выигравшие будут однозначно.

Правда, анализ их победительных стратегий полезных результатов принесет немного.

См. материалы поп-СМИ.

Подавляющее большинство Великих Бизнес-Героев — люди случайные.

Но — не все.

8. Какие уроки из собственного поражения может извлечь носитель бинарной (в бизнес-среде, — волшебно-героической) модели мира?

Из предыдущего легко догадаться.

Тем более, что духовный отец русского фашизма тов. Достоевский Ф.М. уже помог формулировкой: то ли тварь дрожащая, то ли супергерой.

И поражение естественно склоняет экс-Великого Героя к версии дрожащей твари.

Вот почему продажи Прозака (и мошенников от восточной эзотерики, нью-эйдж, индийских гуру и «духовных совершенствований») в Америке бьют рекорды.

Почему, допустим, не в Европе?

Американцы попадают в группу риска: заокеанские ширнармассы с 0+ воспитываются, в основном, на образах супергероев.

Комиксообразная картина мира из Суперменов, Пауков и Железных Человеков впитывается с младенчества.

Многие ли в стране с 320 млн населения смогут стать супергероем? Обрести, допустим, паутину Человека-Паука, или, там, аэровозможности Супермена?

?

В то время как научиться играть в шахматы — практически каждый.

Из Википедии:

«По словам Джона Фавро, режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший.

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает».

Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах.»

9. Что почитать по теме: Авинаш Диксит с соавторами «Стратегические игры».

Просто и легко. Математической подготовки не требует. Если умеете читать, то книга для вас.

Необязательно читать все — в разных разделах анализируются отдельные классы игр, выбирайте те, в которые вы играете в реальности.

10. Важно: чего в книге нет.

В теории игр по понятным причинам, в основном, анализируются игры, где участники полностью рациональны.

К нашему счастью, как раз в реальных бизнес-играх уровень рациональности игроков максимален (природа заставляет: результаты игры принудительно транслируются в digital-форму в финансовой отчетности).

Но: как говорил в известном фильме партайгеноссе Мюллер, «непрофессионала не предскажешь». И нетипичные человеки, поступки которых сложно объяснить (и предсказать) рационально, все равно встречаются.

Теория игр выходит из затруднения введением в модель факторов случайности.

И вот тут мы приближаемся к «переднему краю».

Ранее мы обосновали тезис относительной рациональности homo sapiens.

То бишь, что каждый человек принимает то решение, которое оптимально в его внутренней системе координат.

Таким образом, достаточно проницательный игрок, способный оценивать отклонения внутренней координатной системы конкретной особи от рационально-объективной, не нуждается в поправках случайности.

Он понимает, что, допустим, что ленивый Джон между 200 долларов и шевельнуть задницей выберет первое. А жадному суетливому Полу и 50 долларов хватит.

А на ограниченную карьеристку Сандру и вовсе денег тратить не нужно — она то же самое сделает, и 500 раз перепроверит, за сердечную похвалу симпатичного босса и намек на повышение.

И вот ровно в этой точке встречаются подходы теории игр, меметического маркетинга и IEM-теории предприятия.

11. Есть таблица выигрышей, но в ней значатся — не числа.

IEM Paradigm предоставляет оптимальную универсальную систему трансляции стимулов для средних и нижних уровней корпоративной иерархии — на массовые рабочие места.

И там же доказывается, что для высокоуровневых должностей такой системы быть не может в принципе. С этими товарищами придется играть в индивидуальные игры — и, как правило, вне в денежной плоскости.

Для майнинга денег из потребителей служит абстракция «целевой аудитории», в сознании которой мы ищем уязвимости.

В примере выше ЦА Джон и ЦА Сандра состоят из одного человека.

Но ни Джон, ни Сандра, извините, не Эйнштейн.

Таких Джонов сотни тысяч и миллионы.

Таким образом, визуализировав и поняв устройство внутренней Вселенной одного типового Джона, мы можем уверенно предсказывать эффективность тех же маркетинговых приемов при масштабировании на многомиллионные массы.

Профессиональный же уровень маркетолога в этом контексте определяется двумя факторами:

  • суметь выбрать для анализа особь, типовую для предполагаемой массовой ЦА (релевантная выборка в статистике).
  • проникнуть в ее персональную Вселенную, правильно вычленив основные движущие мотивы.

И чем более примитивна таргетируемая ЦА, тем проще произвести сии манипуляции: тем выше численность поголовья одинаково устроенных особей, и тем ближе их руководящие мотивы к основанию пирамиды Маслоу.

Опытному маркетологу даже не требуется физическое наблюдение особи, он вычленяет уязвимости моделированием в собственном воображени.

См. мастер-класс от Эдди Мерфи.

12. А причем тут, спросите, Шекспир?

Человек, скрывавшийся под этим псевдонимом, понял, и сформулировал, стержневую идею теории игр за триста лет до появления оной: «весь мир — театр, а люди в нем актеры».

Которая в оригинале звучит как: «All the world's a stage, And all the men and women merely players».

А перевести, в нашем контексте, можно и так: «Весь мир — арена Игры, и каждый из нас — всего лишь игрок».