Matrix юбер аллес. Реальность кибернетики против мифологии MBA

 
Статьи
Matrix юбер аллес. Реальность кибернетики против мифологии MBA
Вавилонские храмы времен Хаммурапи, грандиозная хозяйственная структура тамплиеров, General Motors — все они управляются (или не) одинаково.

1. Бытовое представление об управлении бизнесом пирамидой корпоративных бюрократов во главе с гендиректором — не имеет связи ни со здравым смыслом, ни с реальностью.

Детально мы это разобрали в первой части — «Управление компанией на самом деле. Мифология MBA против реальности кибернетики».


2. Тем не менее, это не значит, что гендиректор не влияет вовсе.

Совершенно наоборот: роль CEO в рамках IEM Paradigm — стержневая.

При условии конструктивного приложения усилий.

Потому что толковый СЕО должен управлять не людьми, и уж тем более — не компанией.


3. Главный и основной (а в контексте практического применения — почти единственный) кибернетический закон управления, это закон необходимого разнообразия.

Он же закон Эшби.

Известный человечеству (но не старательно игнорирующим его MBA-теоретикам) уже скоро 70 лет, в научпоп-формулировке звучит как «управляющая система должна быть сложнее управляемой».

Очень ведь просто, не правда ли?

Законы природы, они, в отличие одноименных филькиных грамот госчиновников, — простые и логичные.

Насчет же гарантированно равного правоприменения и вовсе не извольте беспокоиться.

Попробуйте басманным «решением» отменить, хе-хе, закон всемирного тяготения.

Применяемый последовательно, закон Эшби приводит ко множеству удивительных (и даже, в некотором роде, — скандальных) выводов.

Перевернем формулировку: управляемая система должна быть проще управляющей.

Таким образом, кибернетика не возбраняет гендиректору управлять всем, что проще него.

Чем же?

Скажем прямо: вещами неодушевленными.


4. Именно поэтому, господа, IEM Paradigm первым делом предписывает гендиректору ввод единой сквозной по компании системы материальной мотивации IEM.

Там, если математически, речь идет о построении матрицы (таблицы) коэффициентов.

В сущности, набора правил (формул), в соответствии с которыми распределяется денежный поток компании.

При продажах Х менеджер Вася получит f(X), при таких то объемах складской перевалки Y кладовщик Витя получит f(Y), и так далее.

Кто сколько получит в каких условиях — известно заранее.

Ноль простора для самодурства и волюнтаризма!

А всем (включенным в периметр схемы) сотрудникам предельно ясно — что нужно делать, чтобы увеличить доход.

А воистину вдохновляющие практические результаты (системно неизбежные!) — весьма удовлетворяют СЕО-применителей.

Не в последнюю очередь — великой простотой и тотальной бесплатностью.


5. Счастливо внедрив систему материальной мотивации в парадигме IEM, мы все равно не управляем людьми непосредственно (мы то ведь — в толковые СЕО метим!).

Люди управляют себя сами.

Если менеджер Вася понимает, что возможность заработать значительно (!) больше при приложении усилий к повышению продаж реальна (!), то он эти усилия, весьма вероятно (!), приложит.

Собственным (!) персональным решением натурального (!) интеллекта.

И душеспасительные проповеди в духе «давайте работать лучше за те же деньги» — избыточны как рыбе зонтик.


6. Оговорки п. 5 — «значительно больше», «возможность реальна», «весьма вероятно» — существенны.

И если первые две описывают технические требования к качеству проработки мотивационных формул, то «весьма вероятно» обозначает границы применимости.

Как уже говорилось в первой части, даже если исполнять операцию Х — в абсолютно рациональных интересах менеджера Васи, это вовсе не гарантирует, что наш Вася будет исполнять операцию Х в реальности.

По разным причинам.

От того, что (данный конкретный) Вася — не на своем месте (на увольнение), до — «просто провтыкал».

Как было еще античным CEO ведомо, — errare humanum est.

То есть, — ошибки в природе homo sapiens.

Гарантировано другое: что масса однотипных вась (допустим, сотрудники отдела продаж на единой мотивационной формуле) в среднем будет работать на рост показателей, зашитых в мотивационной IEM-формуле.

Ну а нам того и надо!

И обратите внимание на то, что система — самоподдерживающаяся.

Если наш отдельный Вася — ленивый дармоед, зря просиживающий штаны, то, получая неприемлемо низкий доход, посчитанный бездушной формулой, он просто уволится.

А те, кто работает эффективно — заработают еще лучше (с лояльностью понятно).

Выходит этакое сито, пропускающее через себя пустой песок, и задерживающее ценные камешки.

Качество персонала с течением времени растет автоматически, а текучка так же монотонно сокращается.


7. Если честно, то ничем другим, кроме мотивационных формул персонала, гендиректор (объективно) управлять и не может.

То есть, если не рассматривать вариантов Имитации Бурной Деятельности по образцу Гуглов и Фейсбуков, а чтоб на пользу акционерам.

Говоря строже: из того, чем (теоретически) стоило бы управлять в организации, гендиректор может управлять только матрицей расчета коэффициентов.

И ничем более.

Ergo, Матрица превыше всего, дорогие товарищи. Остальное — слова.

Нематериальные всякого рода словесные воодушевления, воззвания и воцерковления, они к сфере научного управления (= кибернетики) отношения не имеют вовсе.

Это не значит, что они вообще не работают.

Просто соответствующие приемы изучаются в рамках теории меметического маркетинга.

Детально ранее в «Меметика vs Кибернетика. Где граница, и прибыль для бизнеса».


8. Все вышесказанное справедливо для произвольной социальной организации.

Любой сферы деятельности, структуры собственности, юрисдикции, климата, веры и исторической эпохи.

Вавилонские храмы времен Хаммурапи, грандиозная хозяйственная структура тамплиеров, General Motors — все они управляются (или не) одинаково.

Главное — как делятся деньги. Остальное — меметическая обертка.

Способные администраторы понимают это инстинктивно.

Взять вот Владимира Владимировича (как ни относись к современному политическому режиму РФ, а автократ ВВП способный — 20 лет наверху при наличии массы желающих!).

Все говорят, мол, «силовики — опора режима» и прочее.

А Владимир Владимирович доподлинно знает, что всему и опора, и голова — деньги.

И что любое количество «штыков» ничего не стоит, если нет денег на их содержание.

А теперь вспомним, сколько за время правления сменилось разнофуражных чучел у «силовиков» (плюс реформ\перереформ самих «структур»), а сколько — министров финансов, глав ЦБ, ВТБ и Сбербанка.


9. «Менеджмент не был на праздник похож, пока не появился…»

Воодушевляющие слайды хайтек-кибернетики, господа.

Появление работоспособной IEM System меняет примерно все — первая фундаментальная новация в менеджменте после изобретения бухгалтерского учета в средневековой Италии.

Периметр управления скачкообразно расширяется: с примитивной таблицы коэффициентов — до всего операционного уровня предприятия.

«Как ей это удалось?..»

А также — какие межгалактические театры дополнительных прибылей и операционной управляемости сможет бороздить предприятие под управлением IEM System —

... см. «Предъявляем наши доказательства, или Секреты эффективности IEM».