Анатомия убойного мема, или Почему именно «блокчейн»

 
Статьи
Анатомия убойного мема, или Почему именно «блокчейн»
... выиграл конкуренцию мемов, на три головы опередив «искусственный интеллект», «нейросети», и всякого рода мобильные приложения.

1. В коктейле успеха «блокчейна» — два главных компонента.

Компонент 1: идеальное название, причем сразу с двух сторон:

  • фонетически (по деталям отправляем к нашей старой публикации «Правила нейминга»)
  • и по смысловой нагрузке

Ее и разберем подробнее.


2. Спросим у фейсбучной аудитории: что такое «нейросеть».

Или — что такое «Искусственный Интеллект».

?

Осмелимся предположить, что результаты ответов по содержательности будут мало отличаться, если спросить про общую теорию относительности Эйнштейна.

А теперь спросим, что такое «блокчейн».

«Цепочка блоков транзакций!», — молодцевато отрапортует существенная (от четверти до трех четвертей, в зависимости от выборки) часть опрошенных.

П: понимание. Людям нравится чувствовать себя умными. Ну или, по крайней мере, не тупее других.

Однако.

Когда мы тех же блокчейн-знатоков спросим, а что же такое — «цепочка блоков транзакций», ситуация возвращается на два шага назад.

К вопросу про Эйнштейна.

Иными словами, на деле речь идет об иллюзии понимания.


3. Типовой блокчейн-энтузиаст имеет достаточно эрудиции, чтобы не выглядеть в собственном кругу общения (состоящем примерно из таких же экспертов, как он сам) полным неучем.

Но — никаких знаний о предмете у него нет, и быть не может.

Хотя сам он может искренне считать знаниями набор пиар-шелухи в духе, что блокчейн чего-то от кого-то освобождает, что блокчейн-валюты якобы «крипто», на них работает наркомафия, etc.

Полную гармонию — идеально сбалансированного шланга для промывания мозгов — создает именно сочетание:

  • понимания — по внешности

и

  • невежества — по сути

Невежество рождает веру.

4. Именно она, искренняя вера крупных масс воцерковленных приматов, и является необходимой духовной скрепой любого мошенничества, претендующего на размах.

На голом пиаре ничего серьезнее, чем у Остапа Бендера, не выйдет.

В то время как «биткойн», как мы уже писали, — комбинация планетарного масштаба.

Итого, рецепт привлечения клонов-пропагандистов:

Армия бесплатных клонов = Вера (вследствие невежества) плюс Легкость речекряканья (в силу иллюзии понимания)

Необходимы оба компонента.

5. В «Искусственном Интеллекте» и «нейросетях», например, отсутствовал компонент легкости речекряканья.

А если речекрякать о чем-то сложно, то (при наличии альтернатив) речекрякать в СМИ будут о том, о чем просто.

То есть, ... «в общем, вы уже понимаете».

6. Выше мы проанализировали первую компоненту рецепта успеха «блокчейна».

Компонент 2: инклюзия ширнармасс.

Идеальность названия, рассмотренная выше, решает задачу кооптации в пропагандистское движение только активно-интересующейся публики (и стремящейся показаться таковой).

Тех самых %Meme_Name%-энтузиастов.

Мем «блокчейн» прекрасно решил эту задачу.

Проблема в том, что «активная публика», потенциально неустойчивая к меметическому инфицированию и, соответственно, перспективная в плане рекрутирования/воцерковления, — лишь малая часть общей аудитории.

Несколько процентов.

И денег на них много не заработаешь.

И пока «блокчейн» был широко известен в лишь узких кругах (биткойну уже лет десять, а текущий истерический хайп начался не более пары лет назад), ничего особо заслуживающего внимания не происходило.

Монетизация мемов, популярных только среди «активной публики», ограничена: по большому счету, лишь обувание недалеких «инвесторов» на «стартапах», технология организации и функционирования которых исчерпывающе описана еще Ильфом и Петровым в образе «Рогов и Копыт».

Несомненно, на около-ИИ затеях за полвека был собран не один миллиард долларов; но — круг организаторов-выгодоприобретателей этих «стартапов» весьма ограничен (не каждому даны таланты Бендера).

Сотни, тысячи, ну максимум десятки тысяч на весь мир.

В общем, — недостаточно для организации всепланетной панамы.

Многомиллионным же ширнармассам сами по себе что «блокчейны», что трансмутации, что холодный термояд с квантовой телепортацией, все до одного места. Голыми словами их не проймешь, чтобы оторвать от пивасика, нужно покрепче оружие.

Какое же?

7. От добра добра не ищут: МММ.

Известный в Америке как «схема Понци».

Берем схему МММ, заворачиваем ее в инновационную обертку мировой технологической блокчейн-революции, заправляем речекряканьями сотен журналистов, воцерковленных по технологии п. 1, и просто оплаченных, и — voila!

Только если Мавроди на печать бумажных «билетов» тратился, и на содержание офисов со всякого рода обслуживающим персоналом, то ныне «техника далеко пошла»: все происходит автоматически, и за чужой счет.

Миллионы «майнеров» жгут электричество почем зря (заметьте, Гринпис молчит: «ворон ворону глаз не выклюет»), внося собственный вклад в «глобальное потепление».

Притом что каждый из этих «ит-предпринимателей», условно говоря, нажатием кнопки может сделать себе свою собственную «криптовалюту» ничем не хуже: эмиссия токенов «биткойна» ограничена, это правда, только этих разных биткойнов можно выпустить триллион триллионов.

На чем «люди, которые руководят этим делом», внимания традиционно не акцентируют.

8. А другие миллионы, но уже «инвесторов», спешат отдать за это меньшее чем ничто (кто-то из западных ЦБ: «в Голландии были хотя бы луковицы») свои кровные, мысленно уже продлив линию графика роста курса на несколько лет вперед к сияющему статусу миллионера.

Вот для чего нужно слагаемое веры!

Оттуда и истории про закладку единственного жилья под кредит в «инвестиции в биткойны».

9. Дутость «курса» биткойна слишком очевидна, чтобы ее всерьез отрицать.

Поэтому насчет отрицания никто особо и не напрягается.

Для захвата «умножадных» в арсенале блокчейна есть отдельный чудный крючок — «майнинг».

В МММ-прототипе психологическую роль компоненты «майнинга» исполнял пиар-тезис «я не халявщик, а партнер».

Помимо того, что «майнинг» расширяет целевую аудиторию жертв на хитрых и недоверчивых, само по себе наличие мегатонн дорогостоящих материальных вычислительных мощностей, как бы производящих биткойны (как ильфопетровский мальчик в советском стартапе бегал с ведром воды вверх-вниз вместо вечного двигателя) придает затее основательность и внушабельность.

Не как, панимаишь, колхозник Мавроди, послюнив палец, курс «билетов» придумывал, а тут горы оборудования по всему миру в датацентрах производят «биткойны» с мегаваттными затратами энергии, курс которых, едрен батон, на бирже определяется.

Въезжаешь? Это тебе не старушек на форексе швырять за три копейки почем зря.

Настоящий, мать его, крупный ИТ-бизнес.

10. Убойный мем готов.

Помимо двух основных компонентов, в блокчейн-коктейле присутствуют менее принципиальные травки-сиропчики-зонтики, но сути они не меняют.

И еще раз обратим внимание, это принципиально: в перечне факторов, приведших мем «блокчейн» к такому успеху, его реальные или мнимые, технологические или экономические, преимущества или недостатки, не участвуют.

11. Еще раз: ничего из вышеперечисленного не имеет значения.

Ну разве только как готовый повод для самостоятельной рационализации жадности и глупости особо рефлексирующими особями ЦА.

В точности так же, как не имело значения, куда именно Мавроди «инвестировал» миллиарды, добровольно принесенные ему в руки стадами леммингов. Отстоявшими при этом еще нехилую очередь.

Мем «блокчейн», равно как и «партнер Леня Голубков» — феномены психологии масс.

September 04, 2017